Почему люди хотят иметь детей?

Этот вопрос резонно задать любому, кто желает завести ребен

родителя является одной из наиболее ответственных. Она тес

но связана с нашей социальной и тендерной идентичностью,

образом «Я» и нашим собственным детским опытом. Раньше

лесбиянки и геи не могли себе позволить стать родителями,

тогда как сейчас это стало возможно. В то же время психотера

певту имеет смысл выяснить, хочет ли клиент быть родителем

и почему, а если хочет, то отчего он хочет стать им сейчас и как

он себе представляет практическую реализацию своего наме

рения.

Аффилированные психотерапевты не стремятся оправдать

действия и потребности своих клиентов — вместо этого они

стараются разобраться в существе вопроса, а именно в том, ка

ков творческий потенциал клиента, готов ли он исполнять ту

или иную роль, каковы его потребности, идентичность и уме

ния. Они понимают, что лесбиянки и геи, желающие иметь де

тей, будут постоянно сталкиваться с различными вопросами, и

в большей степени, чем гетеросексуалы, должны быть готовы

дать на них более-менее четкие ответы. Сложившаяся в обще

стве ситуация требует, чтобы эти ответы лесбиянки и геи зна

ли заранее.

Однако если вопросы, задаваемые психотерапевтом, будут

отражать стереотипные представления, усвоенные им в процес-


2 0 2 | Часть II.


ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ


се общения со своими родственниками, представления друзей

или доминирующей культуры, они покажутся клиенту унизи

тельными. Поэтому специалисту имеет смысл продемонстри

ровать свое понимание основных вопросов, с которыми клиент

может столкнуться при осуществлении своих планов. Даже

простое шутливое замечание о том, что гетеросексуальные

пары редко задумываются над подобными вопросами, может

быть воспринято клиентом как выражение поддержки психо

терапевтом того, что клиент имеет равные с гетеросексуалами

права на воспитание детей.

«Карта»

В обществе не существует каких-либо иных норм, касающихся

исполнения людьми их родительских функций, кроме тех, ко

торые ориентированы на гетеросексуальные отношения. По

этому если лесбиянки и геи хотят реализовать эти функции,

они должны сами создать новую систему норм. Лесбиянками

и геями — последними в значительно меньшей степени — уже

накоплен определенный опыт реализации родительских функ

ций. Он может быть полезен другим представителям сексуаль

ных меньшинств (см. «Приложение 2»). Многие лесбиянки и

геи, решившие завести детей, часто ничего не знают об этом

опыте и поэтому обращаются за помощью к психотерапевту,

пытаясь обсуждать с ним его собственный опыт взаимоотноше

ний с родственниками. Отсутствие норм исполнения лицами

нетрадиционной сексуальной ориентации родительских функ

ций можно рассматривать как недостаток и одновременно как

преимущество, стимулирующее проактивное поведение лесби

янок и геев, направленное на самостоятельное решение про

блем и достижение ими в целом большей самостоятельности

(см. в шестой главе обсуждение Гейл Саймон новых возможно

стей, связанных с гомосексуальными отношениями).

На психологическом уровне, однако, отсутствие «карты» и

каких-либо ориентиров, регулирующих исполнение предста

вителями сексуальных меньшинств родительских функций,

оставляет у «внутреннего ребенка», скрытого в клиенте, ощу-


Глава 7. Проблемы, связанные с рождением и воспитанием детей |203

дение одиночества, страха и растерянности. Опытный психо

терапевт с пониманием отнесется к чувствам клиента и обеспе

чит ему необходимый уровень поддержки.

Общаясь с клиентом, имеет смысл разобраться в его чув

ствах (а также в некоторых вопросах практического порядка)

относительно образа жизни, а также уточнить, что представля

ет собой его семья. Если клиент живет один и собирается само

стоятельно заниматься воспитанием ребенка, необходимо вы

яснить, насколько хорошо он представляет себе связанные с

этим проблемы практического и психологического характера.

Если же пара собирается воспитывать ребенка совместно, сле

дует узнать, от кого исходит инициатива и нет ли в отношени


ях между партнерами противоречий.


Гомосексуальные пары


должны определиться в своих ожиданиях по поводу ролей и

распределения ответственности партнеров, хотя гетеросексу

альные пары редко обращают на это какое-либо внимание. Пси

хотерапевт здесь не должен предлагать гомосексуальной паре

ориентироваться на традиционные модели (которые переста

ют ныне отвечать потребностям многих гетеросексуальных

пар). Если речь идет о паре лесбиянок, им необходимо решить,

кто из них будет рожать, а в случае, когда рожать собираются

обе, — кто будет рожать первой и какую меру ответственности

в том, что касается заботы о ребенке и матери, возьмет на себя

другая. Если партнерши намерены в равной степени участво

вать в воспитании ребенка, то зачастую стоит заранее опреде

лить, с кем останется ребенок в случае разрыва отношений. Геи

также должны достичь определенного согласия относительно

своей ответственности в воспитании ребенка, распределении

ролей по уходу за ребенком и содержанию семьи, а также даль

нейшему воспитанию ребенка одной из сторон в случае разры

ва отношений или смерти одного из партнеров. Лучше прояс

нить эти вопросы на фоне благополучных отношений, нежели

в кризисной обстановке. Применительно к нетрадиционным

отношениям многие законы теряют силу, поэтому содержание

имущества, наследование совместной собственности или дол

гов и другие подобные вопросы представляют немалую слож

ность.


2 0 4 | Часть II.


ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ


Общие предрассудки

Что они могут с нами сделать?

Во-первых, психотерапевты должны знать и, общаясь с клиен

тами, обозначать ложные представления относительно воспи

тания детей лицами нетрадиционной сексуальной ориентации

с тем, чтобы помочь им лучше осознать, что значит быть роди

телем. Представляя себе будущее воспитание ребенка, лесби

янки и геи нередко подвержены чувствам страха и тревоги, ко

торые они стараются так или иначе объяснить.

Во-вторых, психотерапевт должен проанализировать свои

собственные чувства, связанные с воспитанием детей лесбиян

ками и геями, и попытаться понять их в контексте культуры и

своих личных верований.

В-третьих, понимая и обозначая в общении с клиентом лож

ные представления, касающиеся воспитания детей лицами не

традиционной сексуальной ориентации, психотерапевт может

лучше понять психологию лесбиянок и геев и проявить боль

шую степень эмпатии и творческого начала.

В-четвертых, выявление переживаемых клиентом чувств

страха и тревоги, спрятанных за фасадом рационализации, по

зволяет психотерапевту разобраться в его негативных верова

ниях, усвоенных в процессе социализации.

Одним из наиболее распространенных заблуждений явля

ется то, что лицам нетрадиционной сексуальной ориентации не

позволено жить с детьми и заниматься их воспитанием, по

скольку они являются «совратителями малолетних» (в особен

ности геи) или оказывают на детей негативное влияние (в част

ности, «воспитывают» из них геев). Конечно же, эти ложные

представления не имеют под собой никакой почвы, хотя неко

торые психотерапевты, возможно, их разделяют. Данные пред

ставления нередко являются частью культурных стереотипов,

которые так или иначе влияют на всех нас. И мы склонны

в них верить, несмотря на то, что система наших взглядов им

противоречит. Необходимо помнить, что гетеросексистские


Глава 7. Проблемы, связанные с рождением и воспитанием детей |205

ргументы против общения лесбиянок и геев с детьми, являясь

орождением культуры большинства, имеют всякий раз осо-

ую окраску, поскольку высказываются конкретными людьми,

есбиянки и геи далеко не всегда свободны от чувств стыда и

ожаления по поводу своей принадлежности к сексуальным

еныпинствам, а потому важно, чтобы психотерапевт, незави-

имо от своей сексуальной ориентация, проанализировал соб-

твенные негативные представления и переживания, связан-

ые с общением лесбиянок и геев с детьми. Подавляемые или

трицаемые им негативные переживания и представления та-

ого рода в конце концов проявятся, причиняя клиенту вред,

аботая над преодолением обычных препятствий на пути ис-

олнения гомосексуалами родительских функций, важно трез-

о проанализировать весь комплекс представлений, связанных

полом и сексуальностью.

То противоестественно

основе данного утверждения лежат религиозные, биологи

ческие доводы или сексизм — все то, что уже использовалось

человеческим сообществом за его долгую историю, чтобы кон

ственность» применительно к сексуальным отношениям и де

торождению ассоциируется лишь с гетеросексуальными отно

шениями. Западная культура просто помешана на «половом

акте» и его романтическом продукте — ребенке. Поэтому смысл

зачатия в западной культуре трудно понять вне представлений

о социальном контроле, романтической любви и психологичес

ких теориях. Все это именуется «естественным»». В первой и

третьей главах обсуждаются истоки подобных представлений

относительно сексуальности и их негативное влияние на всех

нас. Разумеется, многое из того, что мы делаем для контроля за

окружающей средой, трудно назвать «естественным». Многие

из нас вряд ли могут объяснить, с чем ассоциируется у них сло

во «прогресс». Хотя все «естественное» ценится чрезвычайно

высоко, такая «противоестественная» процедура, как привив

ка против болезни, редко у кого вызывает возражение.


2 0 6 | Часть II.


ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ



6474027655569198.html
6474071129363876.html
    PR.RU™